Robot
Складчик
- #1
[Точка интеллекта] Философия о мышлении и сознании. Проблема разума в Средневековой философии [Иван Негреев]
- Ссылка на картинку
Проблема мышления и сознания в философии существует с момента возникновения самой философии. Даже тогда, когда самого термина сознания еще не существовало, вопрос о том «как, что и чем мы мыслим?» должен был возникнуть.
В античной философии досократического периода сознание определялось понятием души (психея) и восходило к Логосу (Гераклит) – огню, мировому порядку, разуму, первооснове бытия мира. Хотя душа рассматривалась порождением вторичным, материальным (и в случае с человеком – далеким от совершенства), греки наделили ее способностью мыслить и подчиняться законам Логоса («мыслящая душа»).
Квинтэссенцию понятий «разумная душа» и «познание» мы находим у Платона в диалоге «Федон» (термин «сознание» философ вообще не употреблял, его «познание» сегодня порой отождествляют с «сознанием». Платон говорит о «чистом знании», «душе», «способности мыслить», «припоминании», «рассудительности», «Уме-устроителе» и т. п.
От Платона до наших дней проблема мышления и сознания серьезно эволюционировала.
Сознание, по меткому замечанию Шопенгауэра, «загвоздка вселенной». В мире, который принято воспринимать материально, сознание контрастно выделяется. Сознание связано с деятельностью мозга, его материальным органом. И все же остается «чувство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом. Так как же получается, что на размышлениях нашей повседневной жизни это не сказывается?» спрашивал в свое время Витгенштейн.
До сих пор не существует единства в понимании проблемы сознания. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности», до объявления «свойством высокоорганизованной материи».
Является ли сознание эволюционным придатком сенситивного
опыта и чувств, порождающим опыт личности, которая нигде кроме самого сознания не представлена?
Или же сознание первично относительно материи?
Иными словами, что сначала бытие или мышление?
Есть ли бытие вне мышления?
И даже в более радикальной форме, а есть ли мир за пределами сознания, или же статус бытия сводится к фантому?
Но есть и гносеологические вопросы.
А ведь к этому в 20 веке с развитием психоанализа добавляется
проблема бессознательного и подсознательного.
Все это самые масштабные вопросы, раскрывающие проблему сознания в философии.
На нашем небольшом курсе мы попробуем обзорно обсудить, как эти проблемы освещены в истории философии.
Приглашаем вас на лекцию цикла: Проблема разума в Средневековой философии
В античной философии досократического периода сознание определялось понятием души (психея) и восходило к Логосу (Гераклит) – огню, мировому порядку, разуму, первооснове бытия мира. Хотя душа рассматривалась порождением вторичным, материальным (и в случае с человеком – далеким от совершенства), греки наделили ее способностью мыслить и подчиняться законам Логоса («мыслящая душа»).
Квинтэссенцию понятий «разумная душа» и «познание» мы находим у Платона в диалоге «Федон» (термин «сознание» философ вообще не употреблял, его «познание» сегодня порой отождествляют с «сознанием». Платон говорит о «чистом знании», «душе», «способности мыслить», «припоминании», «рассудительности», «Уме-устроителе» и т. п.
От Платона до наших дней проблема мышления и сознания серьезно эволюционировала.
Сознание, по меткому замечанию Шопенгауэра, «загвоздка вселенной». В мире, который принято воспринимать материально, сознание контрастно выделяется. Сознание связано с деятельностью мозга, его материальным органом. И все же остается «чувство непреодолимой пропасти между сознанием и мозговым процессом. Так как же получается, что на размышлениях нашей повседневной жизни это не сказывается?» спрашивал в свое время Витгенштейн.
До сих пор не существует единства в понимании проблемы сознания. Его онтологический статус имеет широкий диапазон: от констатации существования «особой духовной реальности», до объявления «свойством высокоорганизованной материи».
Является ли сознание эволюционным придатком сенситивного
Или же сознание первично относительно материи?
Иными словами, что сначала бытие или мышление?
Есть ли бытие вне мышления?
И даже в более радикальной форме, а есть ли мир за пределами сознания, или же статус бытия сводится к фантому?
Но есть и гносеологические вопросы.
- Чем ограничено сознание в процессе познания мира?
- Что недоступно сознанию?
- Может ли сознание само себя осознать и мыслить?
- Из чего состоит сознание, и каковы трансцендентальные структуры, определяющие сознание?
- В чем разница между такими терминами как мышление, ум, разум, рассудок?
А ведь к этому в 20 веке с развитием психоанализа добавляется
Все это самые масштабные вопросы, раскрывающие проблему сознания в философии.
На нашем небольшом курсе мы попробуем обзорно обсудить, как эти проблемы освещены в истории философии.
Приглашаем вас на лекцию цикла: Проблема разума в Средневековой философии
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.