Robot
Складчик
- #1
[Страдариум] Кусь в шею: антропологическое вампироведение [Александра Архипова]
- Ссылка на картинку
Вампиры — вредные, ущербные, странные и страшные «другие», от которых можно заразиться и стать такими же, потеряв себя.
Традиционные культуры с помощью таких образов объясняют правила поведения, а в последние два века вампиры стали метафорой для больных туберкулезом, стиляг и хиппи, политических диссидентов и гомосексуалов.
Разобравшись с «вампирской» мифологией, вы сможете различать рациональное и иррациональное в государственной политике и общественных кампаниях против очередной угрозы со стороны «других», поймете причины собственных страхов «инаковости», а также поймете, почему люди рассказывают страшные истории.
Чему научитесь:
Лекция 1
От Одиссея до Баффи-истребительницы вампиров
Представления о ходячих покойниках, которые питаются кровью, широко распространены. У Гомера Одиссей кормит мертвых кровью в обмен на их предсказания. Во время вводной лекции мы обсудим, откуда берутся и как развивались представлениях о покойниках, которые продолжают взаимодействовать с живыми людьми.
Лекция 2
Зачем вампиру в гробу читать немецкие книжки: эволюция ходячего покойника
Представления об упырях и вампирах были и были популярны на территории Восточной Европы. В народной культуре изобретено много способов защититься от них: где-то кол в сердце, а где-то сложную немецкую книжку в гроб (пока не прочитает, не выйдет). Но откуда берутся такие представления? Почему люди пытаются с ними договариваться?
Лекция 3
От Дракулы к «сатанинским паникам»
Маленький американский городок в панике — отряды мужчин прочесывают город, рыдающие женщины рассказывают истории, как люди в масках пили кровь из детей. Это не сериал, а реальная сатанинская паника, охватившая Америку в 70−80-е годы 20 века. В этой лекции мы поговорим о том, как социальные катастрофы 19−20 веков — эпидемии, безработица, наркотики — привели к вере в сатанистов и к увлечению вампирами в кино. .
Лекция 4
Когда зомби встретил вампира
Страх чужого характерен для любого общества, и когда общество глобализуется, нужен общий знаменатель страха. В массовую культуру 20 века одновременно с вампирами проникают представления о зомби, гаитянских ходячих мертвецов. Почему вампиры пьют кровь, а зомби едят плоть? Как эти два образа встретились и выплеснулись в массовую культуру.
Лекция 5
Как вампир из врага стал другом
В течение ХХ веке вампиры и зомби становятся метафорой морального заражения. Но в последние 30 лет вампиры все чаще оказываются положительными героями — и что это говорит нам об эволюции общества?
Традиционные культуры с помощью таких образов объясняют правила поведения, а в последние два века вампиры стали метафорой для больных туберкулезом, стиляг и хиппи, политических диссидентов и гомосексуалов.
Разобравшись с «вампирской» мифологией, вы сможете различать рациональное и иррациональное в государственной политике и общественных кампаниях против очередной угрозы со стороны «других», поймете причины собственных страхов «инаковости», а также поймете, почему люди рассказывают страшные истории.
Чему научитесь:
- Узнаете истоки и эволюцию страхов «опасного чужого», научитесь различать вампиров, вурдалаков, упырей и зомби.
- Поймете, почему люди так любят страшные истории.
- Замечать иррациональное в государственной политике и общественных кампаниях против очередной
Лекция 1
От Одиссея до Баффи-истребительницы вампиров
Представления о ходячих покойниках, которые питаются кровью, широко распространены. У Гомера Одиссей кормит мертвых кровью в обмен на их предсказания. Во время вводной лекции мы обсудим, откуда берутся и как развивались представлениях о покойниках, которые продолжают взаимодействовать с живыми людьми.
Лекция 2
Зачем вампиру в гробу читать немецкие книжки: эволюция ходячего покойника
Представления об упырях и вампирах были и были популярны на территории Восточной Европы. В народной культуре изобретено много способов защититься от них: где-то кол в сердце, а где-то сложную немецкую книжку в гроб (пока не прочитает, не выйдет). Но откуда берутся такие представления? Почему люди пытаются с ними договариваться?
Лекция 3
От Дракулы к «сатанинским паникам»
Маленький американский городок в панике — отряды мужчин прочесывают город, рыдающие женщины рассказывают истории, как люди в масках пили кровь из детей. Это не сериал, а реальная сатанинская паника, охватившая Америку в 70−80-е годы 20 века. В этой лекции мы поговорим о том, как социальные катастрофы 19−20 веков — эпидемии, безработица, наркотики — привели к вере в сатанистов и к увлечению вампирами в кино. .
Лекция 4
Когда зомби встретил вампира
Страх чужого характерен для любого общества, и когда общество глобализуется, нужен общий знаменатель страха. В массовую культуру 20 века одновременно с вампирами проникают представления о зомби, гаитянских ходячих мертвецов. Почему вампиры пьют кровь, а зомби едят плоть? Как эти два образа встретились и выплеснулись в массовую культуру.
Лекция 5
Как вампир из врага стал другом
В течение ХХ веке вампиры и зомби становятся метафорой морального заражения. Но в последние 30 лет вампиры все чаще оказываются положительными героями — и что это говорит нам об эволюции общества?
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.