Sweet_Berry
Организатор
- #1
Миф в слове и поэтика сказки Мифология, язык и фольклор как древнейшие матрицы культуры [Софья Агранович, Евгений Стефанский]
- Ссылка на картинку
Важнейшие славянские концепты — в увлекательной монографии фольклориста Софьи Агранович и лингвиста Евгения Стефанского.
Что значит стыд с точки зрения мифа и ритуала? Кого называли словом «князь»? Почему оборотня считали вещим? Из каких фольклорных сюжетов родилась пьеса «Ромео и Джульетта»? И есть ли разница между стыдом и срамом, грустью и печалью?
От автора
Героиня известной народной сказки Царевна-лягушка, постоянно балансирующая на грани между животным и человеком, миром живых и миром мертвых (Кощеевым царством), действует, опираясь на ритуальный жест и магическое мифологизированное слово («Как сказано, так и сделано»). В ритуальной пляске, состоящей из семантизированных жестов, она демиургически моделирует мир: «...и как пошла Василиса прекрасная танцевать с Иваном- царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди...».
Думается, что сказка донесла до нас не только черты древних взаимоотношений движения и членораздельного звука, жеста и слова, но и устойчивое представление об изначально моделирующей природе рождающегося человеческого сознания.
Для кого эта книга
Эта книга не только для филологов: она для всех, кому интересны мифы, ритуалы и фольклор. Она поможет найти взаимосвязи между казалось бы не связанными понятиями, объясняет этимологию слов и происхождение литературных сюжетов. Ведь все берет свое начало в мифе!
Для всех, кто интересуется мифами, сказками и архетипами, укоренившимися в нашем сознании.
Что значит стыд с точки зрения мифа и ритуала? Кого называли словом «князь»? Почему оборотня считали вещим? Из каких фольклорных сюжетов родилась пьеса «Ромео и Джульетта»? И есть ли разница между стыдом и срамом, грустью и печалью?
От автора
Героиня известной народной сказки Царевна-лягушка, постоянно балансирующая на грани между животным и человеком, миром живых и миром мертвых (Кощеевым царством), действует, опираясь на ритуальный жест и магическое мифологизированное слово («Как сказано, так и сделано»). В ритуальной пляске, состоящей из семантизированных жестов, она демиургически моделирует мир: «...и как пошла Василиса прекрасная танцевать с Иваном- царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди...».
Думается, что сказка донесла до нас не только черты древних взаимоотношений движения и членораздельного звука, жеста и слова, но и устойчивое представление об изначально моделирующей природе рождающегося человеческого сознания.
Для кого эта книга
Эта книга не только для филологов: она для всех, кому интересны мифы, ритуалы и фольклор. Она поможет найти взаимосвязи между казалось бы не связанными понятиями, объясняет этимологию слов и происхождение литературных сюжетов. Ведь все берет свое начало в мифе!
Для всех, кто интересуется мифами, сказками и архетипами, укоренившимися в нашем сознании.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.