Stromden
Организатор
- #1
[МИФ.Курсы] Расшифровка волшебных сказок [Александра Баркова]
- Ссылка на картинку
Разбираем классический труд В. Я. Проппа с фольклористом Александрой Барковой
Филолог и фольклорист Владимир Пропп — легендарный ученый, признанный всем миром. Он предвосхитил идеи Кэмпбелла, изложенные в «Тысячеликом герое», которые оттуда перекочевали в тысячи фильмов, игр, книг. Его наследием пользуются маркетологи (создающие мифы брендов), сценаристы (придумывающие каноничные сюжеты) и психологи (отыскивающие сюжеты, влияющие на нас).
Но с непривычки чтение Проппа может показаться непростым для восприятия: примерно как скороговорка «Пропп крут, Пропп — топ, но труден Пропп» для артикуляции. Поэтому мы пригласили еще одного крутого ученого — и блистательного оратора! —Александру Баркову, чтобы разобрать фундаментальную работу Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Намечается нечто фееричное!
Зачем мне труды ученых?
Чтобы открыть истинный смысл знакомых с детства сказок: они гораздо глубже, чем кажется.
Понять, как близки все народы мира: сказки, написанные в разных уголках планеты, необыкновенно похожи, хотя исторически общение некоторых народов не доказано.
Чтобы найти в недрах сказок следы древнейшего язычества и понять, как жили наши предки
Эксперт
Александра Баркова — исследовательница мифологии, фольклора и героического эпоса. Писательница, переводчица и коллекционер кимоно. Кандидат филологических наук, автор книг «Славянские мифы», «Зельеварение на Руси» и соавтор книги «Славянские мифы для детей».
Лекции Александры Леонидовны — яркие, образные, с юмором — одинаково интересны тем, кто занимается фольклором и мифологией, и тем, кто просто зашел послушать (и не смог оторваться). Лектории с ее участием: «Мифология», «Русские былины», «Русь интимная».
Для кого этот лекторий
Для тех, кто слышал звон, да не знает где он.
«В доску свои» сказочные персонажи раскроются неожиданным образом, и вы уже не сможете воспринимать знакомые истории, как раньше.
Кто не переплыл молочной реки и завяз в кисельных берегах.
Если вы не осилили книгу, переведем с академического на понятный. Усвоив основные идеи, вам станет легко ее читать — и применять идеи в своей работе.
Кто просидел семь железных штанов и изгрыз семь железных хлебов на филфаке
Узнаете о том, что нового появилось в науке после написания этой книги (а впервые вышла она почти столетие назад) и как ее трактуют сегодня.
Для всех, кто ждал повода приобщиться к великому.
Имена ученых В. Я. Проппа и А. Л. Барковой, равно как и темы лектория, говорят сами за себя. Такие лекции не прогуливают
Программа
Лекция 1. Волчье братство
30 июля, вторник, 19:00 (мск)
Пропп пишет, что волшебная сказка происходит из обряда инициации. Что это за обряд?
В чем разница между понятиями «инициация» и «обряд инициации»
Как и почему формировались охотничьи союзы и почему их символом часто был волк
Какие формы принимали эти союзы в позднейшей культуре, включая литературу
Каковы наследники этого явления в XX и XXI веке
Лекция 2. Избушка на курьих ножках
6 августа, вторник, 19:00 (мск)
Пропп пишет, что образ Бабы-яги связан с матриархатом. Каково мнение современной науки?
Яга и формы шаманского захоронения. Почему у избушки — курьи ножки? Какие еще ритуальные строения сооружались подобным образом?
Яга — пожирательница детей. Какие формы древнего быта отразились в сказках?
Различия «мужского» и «женского» типа сказок
Лекция 3. Шаманский полет
13 августа, вторник, 19:00 (мск)
Как различается представление о шамане в традиционной и современной культуре?
Волшебные помощники в сказке и шаманской практике. Разница между сказкой и ритуалом
Представление о волшебных помощниках в современной культуре
Формы представлений о душе. Как эти представления отражаются в сказке, мифе и шаманской практике
Формы переправы в потусторонний мир
Лекция 4. Главгад
20 августа, вторник, 19:00 (мск)
Почему главный монстр в мифологии — змей? Как русское слово «гад» утратило прямое значение
Змей в обряде инициации. Змей как владыка мира мертвых. Образ двуглавого змея
Эволюция образа змея. Как инициатическое поглощение превращается в змееборчество
Филолог и фольклорист Владимир Пропп — легендарный ученый, признанный всем миром. Он предвосхитил идеи Кэмпбелла, изложенные в «Тысячеликом герое», которые оттуда перекочевали в тысячи фильмов, игр, книг. Его наследием пользуются маркетологи (создающие мифы брендов), сценаристы (придумывающие каноничные сюжеты) и психологи (отыскивающие сюжеты, влияющие на нас).
Но с непривычки чтение Проппа может показаться непростым для восприятия: примерно как скороговорка «Пропп крут, Пропп — топ, но труден Пропп» для артикуляции. Поэтому мы пригласили еще одного крутого ученого — и блистательного оратора! —Александру Баркову, чтобы разобрать фундаментальную работу Проппа «Исторические корни волшебной сказки». Намечается нечто фееричное!
Зачем мне труды ученых?
Чтобы открыть истинный смысл знакомых с детства сказок: они гораздо глубже, чем кажется.
Понять, как близки все народы мира: сказки, написанные в разных уголках планеты, необыкновенно похожи, хотя исторически общение некоторых народов не доказано.
Чтобы найти в недрах сказок следы древнейшего язычества и понять, как жили наши предки
Эксперт
Александра Баркова — исследовательница мифологии, фольклора и героического эпоса. Писательница, переводчица и коллекционер кимоно. Кандидат филологических наук, автор книг «Славянские мифы», «Зельеварение на Руси» и соавтор книги «Славянские мифы для детей».
Лекции Александры Леонидовны — яркие, образные, с юмором — одинаково интересны тем, кто занимается фольклором и мифологией, и тем, кто просто зашел послушать (и не смог оторваться). Лектории с ее участием: «Мифология», «Русские былины», «Русь интимная».
Для кого этот лекторий
Для тех, кто слышал звон, да не знает где он.
«В доску свои» сказочные персонажи раскроются неожиданным образом, и вы уже не сможете воспринимать знакомые истории, как раньше.
Кто не переплыл молочной реки и завяз в кисельных берегах.
Если вы не осилили книгу, переведем с академического на понятный. Усвоив основные идеи, вам станет легко ее читать — и применять идеи в своей работе.
Кто просидел семь железных штанов и изгрыз семь железных хлебов на филфаке
Узнаете о том, что нового появилось в науке после написания этой книги (а впервые вышла она почти столетие назад) и как ее трактуют сегодня.
Для всех, кто ждал повода приобщиться к великому.
Имена ученых В. Я. Проппа и А. Л. Барковой, равно как и темы лектория, говорят сами за себя. Такие лекции не прогуливают
Программа
Лекция 1. Волчье братство
30 июля, вторник, 19:00 (мск)
Пропп пишет, что волшебная сказка происходит из обряда инициации. Что это за обряд?
В чем разница между понятиями «инициация» и «обряд инициации»
Как и почему формировались охотничьи союзы и почему их символом часто был волк
Какие формы принимали эти союзы в позднейшей культуре, включая литературу
Каковы наследники этого явления в XX и XXI веке
Лекция 2. Избушка на курьих ножках
6 августа, вторник, 19:00 (мск)
Пропп пишет, что образ Бабы-яги связан с матриархатом. Каково мнение современной науки?
Яга и формы шаманского захоронения. Почему у избушки — курьи ножки? Какие еще ритуальные строения сооружались подобным образом?
Яга — пожирательница детей. Какие формы древнего быта отразились в сказках?
Различия «мужского» и «женского» типа сказок
Лекция 3. Шаманский полет
13 августа, вторник, 19:00 (мск)
Как различается представление о шамане в традиционной и современной культуре?
Волшебные помощники в сказке и шаманской практике. Разница между сказкой и ритуалом
Представление о волшебных помощниках в современной культуре
Формы представлений о душе. Как эти представления отражаются в сказке, мифе и шаманской практике
Формы переправы в потусторонний мир
Лекция 4. Главгад
20 августа, вторник, 19:00 (мск)
Почему главный монстр в мифологии — змей? Как русское слово «гад» утратило прямое значение
Змей в обряде инициации. Змей как владыка мира мертвых. Образ двуглавого змея
Эволюция образа змея. Как инициатическое поглощение превращается в змееборчество
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.