Robot
Складчик
- #1
[Magisteria] Мир искусства. Золотые кисти Серебряного века [Татьяна Ильина]
- Ссылка на картинку
Серебряный век — это яркий, самобытный, насыщенный период, породивший такое количество направлений и школ, что его поистине можно считать отдельным миром в истории искусства. Но мы будем говорить не об этом «мире искусства» в целом, а о творческом объединении с таким названием. Во-первых, существовал журнал «Мир искусства», который выходил всего пять лет, с 1899 до 1904 годы, однако стал знаменательным явлением в культуре своего времени. Во-вторых, это художники, которые группировались вокруг журнала и совместно выступали на выставках, их называли «мирискусники».
Чем «Мир искусства» отличался от таких знаменитых выставочных объединений, как «Голубая роза» или «Бубновый валет»? Прежде всего, авторов «Мира искусства» волновали просветительские задачи. В журнале было очень много репродукций самых разных художников — и западных, и русских, и творцов прошлого, и остросовременных мастеров, с которыми зрители часто могли познакомиться именно через этот журнал, так как впервые их работы появлялись именно там.
Кто еще входил в мир «Мира искусства»? Как мирискусники были связаны с Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа? Каких художников мирискусники открыли русскому зрителю и читателю? В чем уникальность их собственного творчества? Узнайте в новой обзорной лекции Татьяны Ильиной.
Добрый день! Меня зовут Татьяна Ильина. Я искусствовед, читаю лекции, вожу экскурсии, пишу книги и статьи об искусстве и давно работаю в Третьяковской галерее. Наша сегодняшняя встреча будет посвящена замечательному художественному сообществу «Мир искусства», которое стало совершенно особенным явлением в искусстве конца XIX — начала XX столетия. Этот период мы еще называем Серебряным веком, хотя, конечно, это не век в прямом смысле, а всего лишь два десятилетия на рубеже веков. Однако за это время действительно было создано огромное количество прекрасных произведений в живописи, в поэзии, в литературе — не каждый век, наверное, смог бы этим похвастать.
«Мир искусства» — это многозначное понятие. Во-первых, так назывался журнал, который выходил с 1899 до 1904 годы — не так уж долго, однако он тоже стал знаменательным явлением в культуре своего времени. Во-вторых, это художники, которые группировались вокруг этого журнала и совместно выступали на выставках. Само художественное, выставочное объединение существовало гораздо дольше — с 1898 по 1924 год, хотя самый плодотворный выставочный период совпадает со временем существования журнала (до 1904 года). Последняя выставка прошла в 1927 году, уже за пределами обозначенного периода. Она состоялась в Париже, куда многие художники перебрались после революции 1917 года.
Сейчас мы увидим групповой портрет, который был создан в достаточно поздний период существования «Мира искусства», когда возрожденная группа вновь попыталась собраться вместе. Это Борис Кустодиев, тот художник, который на новом этапе вошел в это объединение, эскиз группового портрета 1920 года, то есть далеко за пределами 1904, когда основная была создана масса шедевров художников этого объединения.
Здесь перед нами предстают как те, кто стояли у истоков «Мира искусства», так и те, кто влияли на него позднее. Давайте посмотрим, кто есть кто, слева направо. Вначале — Игорь Эммануилович Грабарь, который много писал для журнала «Мир искусства», но как художник стоял вдали от объединения, поскольку тот стиль, который он в это время реализовывал в своей живописи, был скорее близок к импрессионизму. Рядом с Грабарем сидит Николай Рерих, который возглавил «Мир искусства» уже на позднем этапе объединения, в 1910 году, когда он возродился (также некоторое время руководителем в поздний период его существования был Билибин). Затем сидит Евгений Лансере — это племянник Александра Николаевича Бенуа, который тоже стоял у истоков этого объединения. Затем к нам спиной сидит Кустодиев, который оживленно беседует с Анной Остроумовой-Лебедевой. Она создала тот самый образ ампирного Петербурга, и во многом мы ее глазами смотрим сегодня на этот прекрасный город, когда туда приезжаем. Затем во взволнованном повороте сидит Александр Николаевич Бенуа в очках, за ним стоит Георгий Нарбут, художник-график. Что тоже необычно — Кузьма Петров-Водкин отодвигает кресло и словно поворачивается нам навстречу. Это тоже поздний участник «Мира искусства», который больше был участником выставок, чем «правоверным» мирискусником. Затем сидит Николай Милиоти, рядом с ним Константин Сомов, которого всегда можно узнать по немного пухлым щекам и как бы детскому облику, и крайний справа — это Мстислав Добужинский, который тоже вскоре после создания объединения вливается в него и становится одним из основных его художников.
Таким образом, из тех, кто стоял у истоков этого объединения, здесь присутствуют Евгений Лансере, Александр Николаевич Бенуа, Иван Билибин, Анна Остроумова-Лебедева, Константин Сомов и Мстислав Добужинский — те, кто составляют ядро этого объединения. Отсутствует только Леон Бакст. Он, к сожалению, в это время уже жил за границей, и вообще его жизнь прервалась довольно рано, в 1924 году, во время работы над театральными декорациями.
Художники, которые объединились в «Мир искусства», несли, прежде всего, просветительские задачи. Этим их объединение сильно отличалось от других выставочных объединений, как от «Голубой розы» (выставка 1907 года), так и позднее от «Бубнового валета». В журнале, который издавался этим объединением, было очень много репродукций самых разных художников — и западных, и русских, и художников прошлого, и художников остросовременных, с которыми зрители часто могли познакомиться именно через этот журнал, так как впервые их работы появлялись именно там. Они проводили концерты по инициативе Бенуа.
Мирискусники издавали еще два журнала — «Художественные сокровища России» и «Старые годы». Эти журналы были посвящены, прежде всего, усадебной культуре. С этим русского зрителя знакомили Бенуа и, позднее, Дягилев. Мирискусники всегда стремились, в отличие от многих других группировок, создать предельно широкое сообщество художников, и ради этого в 1904 году они даже отказались, как сегодня мы сказали бы, от своего бренда, от названия «Мир искусства» и попытались создать более широкое объединение с московскими художниками, которые до этого выступали на «Выставках работ 36 художников». Под таким условным названием они объединились на этих выставках.
Перед нами — замечательная афиша, созданная Михаилом Врубелем. Как видите, только шрифт, никакого изображения — только имена художников и название самой выставки, но это великолепный пример стильного произведения модерна, когда каждая буква становится произведением искусства, а все вместе они составляют удивительный живой и очень подвижный узор, где имена художников действительно сплетаются в единый орнамент, к чему и стремились мирискусники. Это объединение, к сожалению, происходило не так уж долго, до 1910 года. Слишком разными были задачи, слишком разными были индивидуальности, и московские художники не руководствовались такими же широко просветительскими идеями, как мирискусники. Поэтому в 1910 году произошла попытка создания нового объединения, то есть возрождения «Мира искусства». Именно тогда его возглавил Николай Рерих. До этого еще в 1906 году Сергей Дягилев создает выставку под прежним названием «Мир искусства», что было знаком того, что, в общем-то, не очень получилось то объединение, ради которого поступились очень многими своими наработками художники «Мира искусства».
Начиналось все гораздо раньше, с гимназии Карла Мая. Это знаменитое учебное заведение в Петербурге для интеллигентных юношей (учились там только мальчики). Именно там впервые встретились художники, ставшие впоследствии основоположниками объединения «Мир искусства». Константин Сомов, один из самых главных художников «Мира искусства», Александр Бенуа, а также те, кто потом возглавит литературный и музыкальный отделы журнала «Мир искусства»: Дмитрий Философов, двоюродный брат Дягилева, и Вальтер Нувель, который станет впоследствии музыковедом и будет отвечать за музыкальную критику в журнале «Мир искусства». Еще позднее Вальтер Нувель будет администратором в антрепризе Дягилева, в его балетных сезонах.
Здесь можно увидеть вынесенный в цитату девиз школы Мая. Он удивительный, и сегодня тоже очень актуален: «Сначала любить — потом учить». Именно таким принципом руководствовался и сам Карл Май, директор гимназии, и другие учителя. Здесь, еще задолго до появления объединения «Мир искусства», художники, тогда еще школьники, создали так называемый «Кружок невских пиквикианцев» («пиквикианцы» — отсылка к «Пиквикскому клубу» Чарльза Диккенса). Целью этого кружка было изучение истории искусства, то есть не спортивные мероприятия или что-то другое, чем обычно бывают увлечены подростки, а просветительская деятельность, погружение в мир искусства. Они обменивались знаниями, совместно читали (потом это также войдет в обиход собраний «Мира искусства», где тоже будут читать самые разные книги, статьи, где будут обмениваться своими мнениями, сведениями).
Чем «Мир искусства» отличался от таких знаменитых выставочных объединений, как «Голубая роза» или «Бубновый валет»? Прежде всего, авторов «Мира искусства» волновали просветительские задачи. В журнале было очень много репродукций самых разных художников — и западных, и русских, и творцов прошлого, и остросовременных мастеров, с которыми зрители часто могли познакомиться именно через этот журнал, так как впервые их работы появлялись именно там.
Кто еще входил в мир «Мира искусства»? Как мирискусники были связаны с Сергеем Дягилевым и Александром Бенуа? Каких художников мирискусники открыли русскому зрителю и читателю? В чем уникальность их собственного творчества? Узнайте в новой обзорной лекции Татьяны Ильиной.
Добрый день! Меня зовут Татьяна Ильина. Я искусствовед, читаю лекции, вожу экскурсии, пишу книги и статьи об искусстве и давно работаю в Третьяковской галерее. Наша сегодняшняя встреча будет посвящена замечательному художественному сообществу «Мир искусства», которое стало совершенно особенным явлением в искусстве конца XIX — начала XX столетия. Этот период мы еще называем Серебряным веком, хотя, конечно, это не век в прямом смысле, а всего лишь два десятилетия на рубеже веков. Однако за это время действительно было создано огромное количество прекрасных произведений в живописи, в поэзии, в литературе — не каждый век, наверное, смог бы этим похвастать.
«Мир искусства» — это многозначное понятие. Во-первых, так назывался журнал, который выходил с 1899 до 1904 годы — не так уж долго, однако он тоже стал знаменательным явлением в культуре своего времени. Во-вторых, это художники, которые группировались вокруг этого журнала и совместно выступали на выставках. Само художественное, выставочное объединение существовало гораздо дольше — с 1898 по 1924 год, хотя самый плодотворный выставочный период совпадает со временем существования журнала (до 1904 года). Последняя выставка прошла в 1927 году, уже за пределами обозначенного периода. Она состоялась в Париже, куда многие художники перебрались после революции 1917 года.
Сейчас мы увидим групповой портрет, который был создан в достаточно поздний период существования «Мира искусства», когда возрожденная группа вновь попыталась собраться вместе. Это Борис Кустодиев, тот художник, который на новом этапе вошел в это объединение, эскиз группового портрета 1920 года, то есть далеко за пределами 1904, когда основная была создана масса шедевров художников этого объединения.
Здесь перед нами предстают как те, кто стояли у истоков «Мира искусства», так и те, кто влияли на него позднее. Давайте посмотрим, кто есть кто, слева направо. Вначале — Игорь Эммануилович Грабарь, который много писал для журнала «Мир искусства», но как художник стоял вдали от объединения, поскольку тот стиль, который он в это время реализовывал в своей живописи, был скорее близок к импрессионизму. Рядом с Грабарем сидит Николай Рерих, который возглавил «Мир искусства» уже на позднем этапе объединения, в 1910 году, когда он возродился (также некоторое время руководителем в поздний период его существования был Билибин). Затем сидит Евгений Лансере — это племянник Александра Николаевича Бенуа, который тоже стоял у истоков этого объединения. Затем к нам спиной сидит Кустодиев, который оживленно беседует с Анной Остроумовой-Лебедевой. Она создала тот самый образ ампирного Петербурга, и во многом мы ее глазами смотрим сегодня на этот прекрасный город, когда туда приезжаем. Затем во взволнованном повороте сидит Александр Николаевич Бенуа в очках, за ним стоит Георгий Нарбут, художник-график. Что тоже необычно — Кузьма Петров-Водкин отодвигает кресло и словно поворачивается нам навстречу. Это тоже поздний участник «Мира искусства», который больше был участником выставок, чем «правоверным» мирискусником. Затем сидит Николай Милиоти, рядом с ним Константин Сомов, которого всегда можно узнать по немного пухлым щекам и как бы детскому облику, и крайний справа — это Мстислав Добужинский, который тоже вскоре после создания объединения вливается в него и становится одним из основных его художников.
Таким образом, из тех, кто стоял у истоков этого объединения, здесь присутствуют Евгений Лансере, Александр Николаевич Бенуа, Иван Билибин, Анна Остроумова-Лебедева, Константин Сомов и Мстислав Добужинский — те, кто составляют ядро этого объединения. Отсутствует только Леон Бакст. Он, к сожалению, в это время уже жил за границей, и вообще его жизнь прервалась довольно рано, в 1924 году, во время работы над театральными декорациями.
Художники, которые объединились в «Мир искусства», несли, прежде всего, просветительские задачи. Этим их объединение сильно отличалось от других выставочных объединений, как от «Голубой розы» (выставка 1907 года), так и позднее от «Бубнового валета». В журнале, который издавался этим объединением, было очень много репродукций самых разных художников — и западных, и русских, и художников прошлого, и художников остросовременных, с которыми зрители часто могли познакомиться именно через этот журнал, так как впервые их работы появлялись именно там. Они проводили концерты по инициативе Бенуа.
Мирискусники издавали еще два журнала — «Художественные сокровища России» и «Старые годы». Эти журналы были посвящены, прежде всего, усадебной культуре. С этим русского зрителя знакомили Бенуа и, позднее, Дягилев. Мирискусники всегда стремились, в отличие от многих других группировок, создать предельно широкое сообщество художников, и ради этого в 1904 году они даже отказались, как сегодня мы сказали бы, от своего бренда, от названия «Мир искусства» и попытались создать более широкое объединение с московскими художниками, которые до этого выступали на «Выставках работ 36 художников». Под таким условным названием они объединились на этих выставках.
Перед нами — замечательная афиша, созданная Михаилом Врубелем. Как видите, только шрифт, никакого изображения — только имена художников и название самой выставки, но это великолепный пример стильного произведения модерна, когда каждая буква становится произведением искусства, а все вместе они составляют удивительный живой и очень подвижный узор, где имена художников действительно сплетаются в единый орнамент, к чему и стремились мирискусники. Это объединение, к сожалению, происходило не так уж долго, до 1910 года. Слишком разными были задачи, слишком разными были индивидуальности, и московские художники не руководствовались такими же широко просветительскими идеями, как мирискусники. Поэтому в 1910 году произошла попытка создания нового объединения, то есть возрождения «Мира искусства». Именно тогда его возглавил Николай Рерих. До этого еще в 1906 году Сергей Дягилев создает выставку под прежним названием «Мир искусства», что было знаком того, что, в общем-то, не очень получилось то объединение, ради которого поступились очень многими своими наработками художники «Мира искусства».
Начиналось все гораздо раньше, с гимназии Карла Мая. Это знаменитое учебное заведение в Петербурге для интеллигентных юношей (учились там только мальчики). Именно там впервые встретились художники, ставшие впоследствии основоположниками объединения «Мир искусства». Константин Сомов, один из самых главных художников «Мира искусства», Александр Бенуа, а также те, кто потом возглавит литературный и музыкальный отделы журнала «Мир искусства»: Дмитрий Философов, двоюродный брат Дягилева, и Вальтер Нувель, который станет впоследствии музыковедом и будет отвечать за музыкальную критику в журнале «Мир искусства». Еще позднее Вальтер Нувель будет администратором в антрепризе Дягилева, в его балетных сезонах.
Здесь можно увидеть вынесенный в цитату девиз школы Мая. Он удивительный, и сегодня тоже очень актуален: «Сначала любить — потом учить». Именно таким принципом руководствовался и сам Карл Май, директор гимназии, и другие учителя. Здесь, еще задолго до появления объединения «Мир искусства», художники, тогда еще школьники, создали так называемый «Кружок невских пиквикианцев» («пиквикианцы» — отсылка к «Пиквикскому клубу» Чарльза Диккенса). Целью этого кружка было изучение истории искусства, то есть не спортивные мероприятия или что-то другое, чем обычно бывают увлечены подростки, а просветительская деятельность, погружение в мир искусства. Они обменивались знаниями, совместно читали (потом это также войдет в обиход собраний «Мира искусства», где тоже будут читать самые разные книги, статьи, где будут обмениваться своими мнениями, сведениями).
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.