Скачать 

[Magisteria] Джованни Лоренцо Бернини. Лицо эпохи барокко [Наталья Боровская]

Цена: 40 РУБ
Организатор: Robot
Список участников складчины:
  • 1. alek-jane
Robot
Robot
Складчик
  • #1

[Magisteria] Джованни Лоренцо Бернини. Лицо эпохи барокко [Наталья Боровская]

Ссылка на картинку
Пластическое целое и световые решения в ранних работах. Бернини как антипод Микеланджело. «Аполлон и Дафна» — принцип длящегося события и импрессионистский метод. «Говорящий портрет» Бернини-художника. «Тереза Авильская» — божественные страсти и божественная любовь.

Жизнь длиною в век барокко

Добрый день, дорогие друзья. Меня зовут Наталья Федоровна Боровская, я историк искусства, преподаватель Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, где я также заведую кафедрой истории зарубежного искусства. Сегодня мы поговорим о творчестве крупнейшего скульптора, архитектора, живописца — Джованни Лоренцо Бернини. Этот мастер прожил долгую жизнь, с 1598 по 1680 годы. Он считается лицом эпохи барокко. В творчестве Лоренцо Бернини, по мнению историков искусства, воплотились лучшие качества этого стиля: динамичность, психологическая и духовно-мистическая сложность содержания, стремление к новаторству в области композиции и работы с художественными материалами, стремление к созданию сложных и оригинальных иллюзионистических художественных эффектов.

Бернини принято называть одним из величайших мастеров и создателей художественной концепции стиля барокко. А барокко до сих пор во многом противопоставляют предшествующей эпохе, эпохе Возрождения. Но необходимо сказать, что по творческому складу и по профессиональному – да и человеческому – темпераменту Бернини близок эпохе Возрождения. Во-первых, своим профессиональным универсализмом. Он живописец, ваятель, зодчий, театральный декоратор в одном лице. Кроме того, он работал в области ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Легче перечислить, чего он не делал. Возможно, только не музицировал, не писал стихов, хотя пьесы он сочинял. Некоторые из них даже были поставлены в любительских театрах в аристократических салонах Рима. Такой универсализм, колоссальная творческая энергия, стремление к постоянной творческой деятельности. Лоренцо Бернини — трудоголик в самом лучшем смысле этого слова. Работа всегда находила его сама, и он относился к ней азартно.

На автопортрете 1623 года, где он изобразил себя человеком, пристально всматривающимся в зрителя, хорошо видны и его энергия, и сложный темперамент, некая встревоженность, повышенное внимание к окружающему его миру и эмоциональность, которой наполнено его творчество. При всей разносторонности деятельности он прежде всего скульптор, поэтому наша сегодняшняя встреча будет посвящена исключительно его скульптурному наследию. Оно столь значительно и велико, что займет, я думаю, все отведенное мне время.

По происхождению Джованни Лоренцо Бернини — сын скульптора.

Он родился в Неаполе. Когда ему было восемь лет, его отец часто посещал Рим, выполнял там заказы. Можно сказать, что Лоренцо Бернини с детства сформирован Римом. Этот город — не просто его вторая родина, он его второе творческое «я». Бернини во многом определил архитектурный облик Рима, потому что он и его мастерская создавали площадь Святого Петра. Его мастерская оформила римские площади серией фонтанов. Есть храмы, построенные по его проектам. И, конечно, в интерьерах римских храмов были его статуи. Этот человек — один из творцов барочного Рима.

Из других регионов Бернини посетил только Францию. В 1665 году он приехал в Париж для выполнения заказа на портрет от короля Людовика XIV и принял там участие в конкурсе на лучший проект восточного фасада Лувра, официальной королевской резиденции в Париже. Его проект был одним из самых оригинальных. По предположению целого ряда искусствоведов, он не одержал победу только потому, что был иностранцем. Во Франции тогда были довольно сильными национал-патриотические настроения. Поэтому победа должна была быть присуждена французу. Тем не менее приезд Бернини произвел глубокое впечатление на французскую художественную общественность. А в Версале, главной королевской резиденции второй половины XVII века, активно работал французский ученик Бернини Франсуа Жерадон.

Мы не будем разбирать все произведения этого скульптора. Остановимся на принципиально важных, этапных, и поговорим о жанровой направленности скульптуры Бернини, о ее духовном содержании, а также о его новаторском для своего времени подходе к скульптурным материалам, композиции и разного рода световоздушным эффектам, которые скульптор обязан учитывать.
:)

Первые работы. Традиции и новаторство

Творческая деятельность Бернини начинается в конце 1610-х годов. Вот одна из первых его работ, сделанная по заказу человека, ставшего потом его главным меценатом, кардинала Шипионе Боргезе, создателя знаменитого музея, а также виллы и парка, носящего его имя. По содержанию это мифологическая вещь — Юпитер, Фавн и коза Амалфея, кормилица. Раннее произведение, но очень значимое, где художник показал ряд ценных творческих качеств, часть из которых он будет развивать.

Во-первых, умение естественно показывать детей. Эти пупсы — Юпитер и Фавн в детстве. Они находятся в непринужденных, органичных для ребенка их возраста позах. Во-вторых, фактурный эффект противопоставления беломраморной гладкой фигуры ребенка и сделанного из темного камня животного с волнистой, шероховатой шерстью. Этот фактурный контраст создает определенные световые последствия, потому что фигура животного и фигуры детей по-разному реагируют на свет. Это показывает большое мастерство совсем молодого скульптора, прекрасное знание материала и световых возможностей, которые может дать материал.

Далее мы подробно остановимся на группе композиций 1620-х годов, сделанной по заказу кардинала Шипионе Боргезе и находящейся сейчас в его галерее. Точнее, в галерее, носящей его имя и расположенной в его резиденции. Одна из них, самая ранняя, датируется 1619 годом. Бернини только исполнился двадцать один год, но для скульптора это еще достаточно молодой возраст. «Эней, Анхиз и Асканий». Сюжет взят из «Энеиды» Вергилия, и речь идет о том, как Эней, чьими потомками были основатели Рима Ромул и Рем, выносит своего отца Анхиза из горящей Трои, а в руках у Анхиза – статуэтки семейных божеств, которые он прихватил из ларариума, семейного святилища.

У искусствоведов довольно противоречивое отношение к этой композиции. Бернини предъявляются претензии к построению пропорций, к тому, что не со всех точек зрения эта композиция смотрится органично и академично. Например, висящие парализованные ноги Анхиза в том ракурсе, в котором вы видите на фотографии, как бы перерезают фигуру Энея и мешают воспринимать ее с адекватными пропорциями, заложенными скульптором. Тем не менее эта композиция важна в творчестве мастера. Она новаторская. Здесь видно, как Бернини осваивает скульптурную группу, а это одна из важнейших задач для ваятеля — сделать так, чтобы несколько персонажей были пластически объединены в цельную композицию и каждый оставался со своей индивидуальной пластикой, ...
 
Зарегистрируйтесь , чтобы посмотреть скрытый авторский контент.
Похожие складчины

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать и скачивать складчины!

Учетная запись позволит вам участвовать в складчинах и оставлять комментарии

Регистрация

Создайте аккаунт на форуме. Это не сложно!

Вход

Вы уже зарегистрированы? Войдите.

Сверху