ОНО
Организатор
- #1
Греческая народная религия [Мартин Нильссон]
- Ссылка на картинку
Пер. с англ. и указ. Светланы Клементьевой; Отв. ред. проф. А.И. Зайцев. — СПб.: Алетейя, 1998. — 218 с.: 13 л. ил. — ISBN: 5-89329-094-3
Труды выдающегося исследователя античной цивилизации Мартина Нильссона (1874–1967) никогда прежде не издавались на русском языке. В этой небольшой и достаточно популярно написанной работе автор излагает свой взгляд на древнегреческую религию, основу которой он видит в земледельческих культах. Повествуя о праздниках и обрядах, верованиях и суевериях древних греков, Мартин Нильссон проводит интересные параллели между ними и народными обычаями, и фольклором Северной Европы.
Издание сопровождается редкими иллюстрациями и авторским алфавитным указателем.
Предназначено для всех интересующихся античной культурой.
Сельская местность
Иллюстрации
Труды выдающегося исследователя античной цивилизации Мартина Нильссона (1874–1967) никогда прежде не издавались на русском языке. В этой небольшой и достаточно популярно написанной работе автор излагает свой взгляд на древнегреческую религию, основу которой он видит в земледельческих культах. Повествуя о праздниках и обрядах, верованиях и суевериях древних греков, Мартин Нильссон проводит интересные параллели между ними и народными обычаями, и фольклором Северной Европы.
Издание сопровождается редкими иллюстрациями и авторским алфавитным указателем.
Предназначено для всех интересующихся античной культурой.
Сельская местность
Направления исследования греческой религии;
значение народной религии;
земледелие и скотоводство как основа жизни греков в древности;
Зевс как повелитель погоды;
магия погоды;
человеческие жертвоприношения Зевсу Ликийскому и Зевсу Лафистию;
моления о дожде;
каменные курганы и их бог Гермес;
курганы как могилы — Гермес Психопомп;
гермы;
пастушеские боги — Пан;
реки и речные божества, изображаемые в виде быка или коня;
Посейдон — бог воды и землетрясений;
кентавры;
силены и сатиры;
нимфы;
Артемида — главная нимфа;
нереиды в верованиях современных греков;
священный пейзаж;
герои;
иногда герои выступают в роли привидения;
культ героев связан с их могилами и останками;
переносы останков;
герои помогают во всем, но особенно — в боях;
сходство культа героев с культом святых;
великие боги не так важны для сельских культов;
великие боги исчезли, а сельские верования сохранились.
Сельские обычаи и праздникиГреция изначально (а отчасти и до сих пор) — страна крестьян, которые придерживаются древних обычаев;
образ жизни грека, значение земледелия для праздников;
природный календарь;
Деметра, Зерно-Мать, и ее праздники;
праздник осеннего сева — Фесмофории;
праздники урожая — Фалисии и Каламайи;
праздник перед началом сбора урожая — Фаргелии и фармак;
первые плоды и их значение;
буколиасты;
панспермия и кернос;
выращивание оливковых деревьев;
праздник сбора фруктов — Галои;
праздник цветов;
Анфестерии — благословение нового вина и афинский День всех усопших;
праздники сбора винограда;
Дионис и вино;
фаллос;
Майская ветвь — Иресиона;
мальчики, несущие ласточек;
другие разновидности Майской ветви — тирс и корона;
устойчивость сельских обычаев.
Элевсинская религияЭлевсинский культ как наивысшее выражение греческой народной религии;
скудость информации об обрядах мистерий;
ненадежность сведений, сообщаемых христианскими авторами;
современные толкования по поводу сексуальных символов;
наши знания о божествах и о мифах;
Микенское происхождение Элевсинского культа;
две триады — Деметра, Кора и Триптолем и «Бог» (Плутон), «Богиня» (Персефона) и Евбулей;
изображения в произведениях искусства;
«Гомеров гимн Деметре»;
легенда о Евбулее и принесение в жертву свиней;
этиологический характер «Гомерова гимна» в отношении предварительных обрядов;
похищение Коры соотносится с помещением зерна в подземные погреба во время обмолота;
Плутон — бог богатства (запасов зерна);
извлечение зерна во время осеннего сева — восхождение Коры;
Плутон как бог подземного мира — погребальные сосуды;
греческая Дева-Зерно и догреческая царица подземного мира;
прорастание новых посевов — второе восхождения Коры;
воссоединение Матери и Дочери во время осеннего сева — суть мистерий;
колосок зерна;
Триптолем как герой земледелия и цивилизованной жизни;
Элевсинские представления о мире и благочестии;
блаженство в подземном мире как вечное совершение мистерий;
прорастание нового колоса — символ вечной жизни, осуществляемой в смене поколений;
памятники, свидетельствующие о том, что в четвертом веке до Р. X. уже проявляется личностное самосознание;
добавление дионисийских элементов.
Дом и семьяСтрах перед дикой природой;
греческий дом (мегарон) и его двор;
Зевс Геркейос, Зевс Катайбат и Зевс Ктесий;
Диоскуры в домашнем культе;
Зевс Мейлихий и Зевс Сотер;
Зевс-«отец» (pater familias), защитник дома;
змея — страж дома;
очаг и его святость;
обряды у очага;
святость трапезы;
принесение в жертву животных;
Гестия;
общественный очаг;
смешение сакрального и светского в повседневной жизни;
очаг обладает своей особой святостью;
Зевс, как покровитель гонимых и чужеземцев, служит гарантом неписаного закона;
отвратители зла и колдовства — Геракл, Аполлон Агюйеус, Геката;
социальный аспект древнегреческой религии;
отсутствие профессиональных жрецов;
некоторые культы являются собственностью определенных семей;
демократизация семейного культа.
Города. ПанегиреиУрбанизация греческой жизни — ремесло и торговля;
правление тиранов;
афинская государственная религия;
секуляризация религии и подъем великих богов;
ремесла;
боги гончаров;
Афина и снижение ее популярности среди простого народа;
Гефест; потребность человека в божестве близком и доступном;
заимствование чужеземных богов;
Геката, богиня колдовства;
призраки;
Великая Мать;
Амон,
Кабиры,
Бендида,
Котито,
Сабасий;
подъем культа Асклепия;
суды по обвинению в безбожии;
народ отвращается от своих традиционных богов;
популярность мистических и оргиастических культов;
религия женщин;
культ Адониса;
панегиреи;
великие игры;
Амфиктионии и перемирия;
ярмарки;
панегиреи в современной Греции;
значение панегиреи для социальной жизни и «международных» отношений в Древней Греции.
Законничество и суеверия. АдРелигиозные движения раннего периода;
мистические и экстатические формы религии;
соединение с богом Дионисом: законничество и стремление к выполнению всех божественных предписаний;
мистики;
законы религиозной жизни и поведения человека, по Гесиоду;
пифагорейские максимы;
«Дни»;
корректировка календаря;
законничество отнесено только к культу благодаря Дельфам;
Семь Мудрецов и аполлоновское благочестие;
справедливость;
уравнение в правах;
«hybris» и «nemesis»;
«bascania»;
боги в общем;
суеверие и смысл слова «deisidaimonia»;
«deisidaimon» у Феофраста;
Геката — богиня колдовства;
трактат Гиппократа «о священной болезни»;
истории о привидениях;
Платон о колдовстве;
таблички с проклятиями, относящиеся к IV в. до Р. X.;
общее понятие о подземном царстве;
наказание в мире ином — орфическая идея;
тот, кто не очистился при жизни, будет «лежать в грязи»;
дополняется требование моральной чистоты;
мифологические грешники;
представление о наказании в загробной жизни опирается на идею справедливого воздаяния;
ад у Аристофана;
распространение страха перед наказанием в загробной жизни.
Провидцы и оракулыРелигиозная ситуация в V и IV вв. до Р. X.;
вера поколеблена, но не рухнула;
религиозная истерия и судебные процессы над безбожниками;
связь древнегреческой религии с политической жизнью;
государства и частные лица стремятся получить совет оракула;
искусство предсказания будущего — часть греческой религии;
бытовые вопросы, с которыми люди шли к оракулу;
роль предсказателей во время войны;
популярность провидцев;
торговцы пророчествами и их влияние на общественное мнение;
собрания пророчеств;
политическое значение оракулов;
«Сивиллины книги»;
Фукидид об оракулах;
роль пророчеств в подготовке экспедиции на Сицилию;
пророчества у Аристофана;
некоторые провидцы были влиятельными политиками;
провидцы как защитники древней религии;
Диопиф — инициатор судебного преследования безбожников;
конфликт между традиционными толкованиями определенных явлений и объяснениями натурфилософов;
в сознании народа софисты смешиваются с натурфилософами;
конфликт веры с неверием разворачивается не в теоретических дискуссиях, а в практической жизни
Указатель Иллюстрации
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.