Sailor
Организатор
- #1
[Архэ] Две вертикали, или Парадокс и трагедия советского атеизма [Дмитрий Гусев]
- Ссылка на картинку
Две вертикали или Парадокс и трагедия советского атеизма
Атеизм и теизм являются важными идейными составляющими двух противостоящих друг другу решений «основного вопроса философии» – материализма и идеализма, – образующих два мировоззренческих полюса и две системы жизненной навигации человека. Материализм и атеизм – принципиальные элементы марксистского учения, лежащего в основе философии и культуры советского периода российской истории, – противостоящие теизму, креационизму и провиденциализму христианского понимания мира и человека, – характерным для мировоззренческой парадигмы дореволюционной России. Однако два этих несовместимых друг с другом полюса сближает то, что они представляют собой разновидности классической философской традиции с ее вертикальной ценностно-смысловой ориентированностью, и вместе противостоят основной направленности неклассической философии, базирующейся на горизонтальной шкале смыслов и ценностей. В этом заключается парадокс советского материализма и атеизма и одновременно – его трагедия: как то ни удивительно, в силу вертикальной ориентированности советской культуры, – формально атеистической, – она фактически пронизана религиозными интуициями, вопросами, проблемами, идеями и сюжетами, замаскированными под светские понятия и термины, что находит свое проявление в разнообразных произведениях советской художественной культуры.
Гусев Дмитрий Алексеевич — доктор философских наук, профессор МПГУ, РАНХиГС, Московского университета им. С.Ю. Витте.
Атеизм и теизм являются важными идейными составляющими двух противостоящих друг другу решений «основного вопроса философии» – материализма и идеализма, – образующих два мировоззренческих полюса и две системы жизненной навигации человека. Материализм и атеизм – принципиальные элементы марксистского учения, лежащего в основе философии и культуры советского периода российской истории, – противостоящие теизму, креационизму и провиденциализму христианского понимания мира и человека, – характерным для мировоззренческой парадигмы дореволюционной России. Однако два этих несовместимых друг с другом полюса сближает то, что они представляют собой разновидности классической философской традиции с ее вертикальной ценностно-смысловой ориентированностью, и вместе противостоят основной направленности неклассической философии, базирующейся на горизонтальной шкале смыслов и ценностей. В этом заключается парадокс советского материализма и атеизма и одновременно – его трагедия: как то ни удивительно, в силу вертикальной ориентированности советской культуры, – формально атеистической, – она фактически пронизана религиозными интуициями, вопросами, проблемами, идеями и сюжетами, замаскированными под светские понятия и термины, что находит свое проявление в разнообразных произведениях советской художественной культуры.
Гусев Дмитрий Алексеевич — доктор философских наук, профессор МПГУ, РАНХиГС, Московского университета им. С.Ю. Витте.
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть скрытый авторский контент.